И̠С̠Т̠О̠Р̠И̠Я̠.
Известно с 1802 года, когда здесь был учтен 51 житель мужского пола (русских 4, крещеных ясашных 20, некрещеных ясашных 27).
В 1873 году дворов 73 и жителей 521, в 1905 66 и 376, в 1926 99 и 451 соответственно. В 1950 году было 121 двора и 384 жителя.
В 1989 году учтено 530 жителей.
Богородицкая деревянная церковь с 1860.
До 1950 года отдельно учитывалась деревня Мари-Тушка. В ней в 1926 году был 101 двор и 506 жителей (в том числе 100 мари и 10 прочих). В 1950 было 103 двора и 344 жителя.
С̠Т̠А̠Р̠О̠О̠Б̠Р̠Я̠Д̠Ч̠Е̠С̠К̠А̠Я̠ М̠О̠Л̠Е̠Л̠Ь̠Н̠Я̠.
В тот период в Малмыжском уезде существовала только одна старообрядческая молельня, разрешенная правительством, - в селе Старая Тушка Малорожкинской волости. Она была открыта в 1882 г. для старообрядцев-федосеевцев...На протяжении всего XIX столетия отстаивали свои права старообрядцы села Старая Тушка. Это был один из наиболее крупных центров староверия Малмыжского уезда и всей Вятской губернии. Старообрядческая молельня появилась там еще в начале XIX в. За ней строго наблюдали как светские власти, так и духовное начальство. Они регулярно осматривали молельный дом на предмет проведения староверами каких-либо исправлений, поскольку последнее было запрещено законом.28 апреля 1850 г. Святейший Синод постановил передать старообрядческую молельню в селе Старая Тушка в ведение местного православного духовенства и преобразовать ее в единоверческий храм. Отметим, что проведение всех необходимых работ финансировало Министерство государственных имуществ. Из 11 келий три лучшие, находившиеся рядом с молельней, было предписано отдать для размещения в них священнослужителей единоверческой церкви, а остальные сломать и материал продать в пользу местного приказа общественного призрения. Над старообрядцами, проживавшими в кельях, следовало установить, учитывая их преклонный возраст, систему попечительства.
Л̠И̠Т̠Е̠Й̠Н̠А̠Я̠ М̠А̠С̠Т̠Е̠Р̠С̠К̠А̠Я̠ В̠ С̠Е̠Л̠Е̠ С̠Т̠А̠Р̠А̠Я̠ Т̠У̠Ш̠К̠А̠
Появление литейной мастерской в селе Старая Тушка связано с именем Луки Арефьевича Гребнева (1864-1932), происходившего из семьи крестьян-старообрядцев, входивших в беспоповский толк федосеевского согласия.Творческая деятельность Л.А. Гребнева была разнообразной, кроме типографии (своего основного занятия) он занимался иконописанием, медным литьем, перепиской и украшением рукописей, обучением детей пению, сочинением духовных стихов и историко-публицистических текстов.Что же касается продукции его литейной мастерской, то здесь сведения очень скупы. В биографических разысканиях о Л.А. Гребневе есть упоминание о литейной мастерской в связи с открытием типографии в с. Старая Тушка в 1909 году. Нижний этаж двухэтажного деревянного дома, где жил он с семьей, был отведен под литейную мастерскую. Здесь занимались изготовлением шрифта, лили медные иконы и застежки к книгам. Медь, как и бумага, доставлялась в Тушку, по-видимому, из Казани братьями В.Е. и Е.Т.Семеновыми.Основательно литьем медных икон Гребнев занялся после закрытия типографии в 1915 году и ее изъятия 18 октября 1918 года. С 1920 по 1929 гг. здесь было меднолитейное производство по изготовлению крестов и икон с использованием одного сезонного рабочего. В литейном цехе кроме Луки и его сына Фомы работал Филипп Иванович Фукалов. Конец этому производству положил арест Гребнева за контрреволюционную агитацию в 1932 году. Он умер по пути в ссылку в городе Котласе. Такой же трагической была и судьба его сына.Образцы гребневских меднолитых икон сохранились в с. Старая Тушка, в музеях г. Малмыжа и г. Вятки, куда они попали из музея Новой Тушки. Еще при жизни Гребнев наиболее ценное из своего имущества передал в этот сельский музей.
Н͇О͇В͇А͇Я͇ Т͇У͇Ш͇К͇А͇.
Новая Тушка — деревня в Малмыжском районе Кировской области в составе Старотушкинского сельского поселения.
ТИП: деревня
СТАТУС: существующий н.п.
Р͇А͇С͇П͇О͇Л͇О͇Ж͇Е͇Н͇И͇Е͇.
Находится в правобережной части района на расстоянии примерно 26 километров по прямой на северо-запад от районного центра города Малмыж.Поблизости находятся-Атня, Гари, Кинерь, Куженерка, Манкинерь, Перескоки, Решетники, Рожки, Старая Тушка, Тат-Верх-Гоньба
И͇С͇Т͇О͇Р͇И͇Я͇.
Известна с 1873 года, когда здесь было учтено дворов 22 и жителей 210, в 1905 95 и 570, в 1926 81 и 441 соответственно. В 1950 году было 107 дворов и 314 жителей. В 1989 году учтен 131 житель.Постоянное население составляло 122 человек (русские 31%, мари 48%) в 2002 году, 110 в 2010.